Обязательным условием возврата НДС является достоверность сумм налога то есть реальное поступление в бюджет. Налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога.
АО «Национальная компания «К» (далее – компания, КТЖ) обратилось в суд о заявлением об оспаривании уведомления о результатах налоговой проверки к РГУ «Департамент государственных доходов по городу Астана Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее – Департамент, налоговый орган). Решением специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 23 января 2015 года в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам суда города Астаны от 30 апреля 2015 года решение специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 23 января 2015 года оставлено без изменения. Постановлением кассационной судебной коллегии суда города Астаны от 26 августа 2015 года решение специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 23 января 2015 года и постановление апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам суда города Астаны от 30 апреля 2015 года изменены, в части отказа в удовлетворении заявления об отмене уведомления о сумме превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), возвращенной из бюджета и неподтвержденной к возврату, отменены с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении заявления. Признано незаконным и отменено уведомление о результатах налоговой проверки № 343 от 27 июня 2014 года в части начисления НДС в размере 3 997 417 606 тенге и пени в размере 2 882 247 612 тенге. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов компании. В остальной части судебные акты оставлены без изменения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда продлила срок на принесение протеста; изменила постановление кассационной судебной коллегии по данному делу; отменила судебный акт в части удовлетворения заявления АО «К о признании незаконным и отмене уведомления о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в размере 583 405 355 тенге и доначислении соответствующей пени. В указанной части дела оставлены в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций. В остальной части постановление кассационной судебной коллегии оставлено без изменения по следующим основаниям. Материалами дела установлено, что 13 мая, 15 августа, 13 ноября 2009 года и 14 февраля 2010 года КТЖ подало в Департамент дополнительные декларации с требованием о возврате превышения НДС на общую сумму 14 052 016 429 тенге за период с 1 января по 31 декабря 2009 года, в том числе за 2 квартал 2009 года - 3 997 417 606 тенге. Указанная сумма возвращена налогоплательщику из государственного бюджета в упрощенном порядке без предварительного проведения налоговой проверки в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса.
Обязательным условием возврата НДС является достоверность сумм налога то есть реальное поступление в бюджет. Налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога.
На основании предписания от 4 апреля 2014 года № 343 Департаментом назначена внеплановая тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за 2 квартал 2009 года. Налоговый орган не подтвердил оборот, облагаемый по нулевой ставке НДС за услуги по международным перевозкам – 3 997 417 606 тенге, и выявил нарушения при отнесении в зачет НДС – 583 405 355 тенге. 27 июня 2014 года вынесен акт налоговой проверки, налогоплательщику направлено уведомление о неподтвержденной к возврату сумме НДС в размере 3 997 417 606 тенге, доначислении НДС – в сумме 54 897 тенге, пени – в сумме 2 882 247 612 тенге. Суд кассационной инстанции сделал выводы о том, что налоговым органом не подтвержден возврат НДС за 2 квартал 2009 года на сумму 3 997 417 606 тенге по формальным основаниям, не предусмотренным налоговым законом, поскольку перевозка грузов железнодорожным транспортом считается международной. Указанные выводы суда кассационной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права. В силу части 2 статьи 66 ГПК обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом на основании требований и возражений сторон, других лиц, участвующих в деле, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, что судом сделано не было. Обязательным условием для возврата НДС является достоверность сумм налога, а значит его реальное поступление в бюджет. В силу подпункта 1) статьи 42 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога. Таким образом, из НДС, отнесенного в зачет, следует вычесть сумму начисленного НДС. Полученное превышение подлежит возврату налогоплательщику. КТЖ предоставило в налоговый орган декларацию формы 300.00, согласно которой сумма разрешенного зачета НДС составляет 9 169 423 976 тенге (стр. 300.00.022), всего начислено - 5 172 006 370 тенге (стр. 300.00.011), возврату подлежит - 3 997 417 606 тенге (9 169 423 9 76 - 5 172 006 370). Налоговой проверкой установлено, что отраженная в декларации сумма НДС, отнесенная в зачет, не отвечает критериям достоверности. Из смысла статей 256, 266 Налогового кодекса следует, что получатель товаров вправе уменьшить размер НДС, подлежащий уплате, на ту сумму, которую внес в бюджет его поставщик (отнести в зачет). Согласно пункту 5
Обязательным условием возврата НДС является достоверность сумм налога то есть реальное поступление в бюджет. Налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога.
Правил возврата превышения НДС (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1707, при проведении налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, налоговый орган формирует по проверяемому налогоплательщику с применением информационной системы аналитический отчет по поставщикам и покупателям. В ходе встречных проверок поставщиков не подтверждена уплата НДС на сумму 162 660 483 тенге. Проверить уплату налога на 420 744 872 тенге не представилось возможным в связи с отсутствием поставщиков по юридическому адресу либо прекращением их деятельности. При отсутствии доказательств исполнения поставщиками налоговых обязательств на сумму 583 405 355 тенге (162 660 483 + 420 744 872), отнесение в зачет КТЖ указанной суммы является неправомерным. Изменение зачетной части с 9 169 423 976 тенге до 8 586 018 621 тенге (9169 423 976 - 583 405 355) влечет изменение разницы между НДС, отнесенным в зачет, и суммой начисленного налога и, как следствие, уменьшение суммы превышения, подлежащей возврату налогоплательщикуТаким образом, возврату подлежали не 3 997 417 606 тенге, а 3 414 012 251 тенге (8 586 018 621 - 5 172 006 370). При указанных обстоятельствах признание обоснованным возврата 583 405 355 тенге противоречит императивным требованиям пункта 9 статьи 635 Налогового кодекса, прямо предусматривающим отказ в возврате НДС, если не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком и не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость. Таким образом, при рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции дана односторонняя оценка предоставленным доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Вышеуказанные существенные нарушения закона, допущенные судом кассационной инстанции, привели к неправильному разрешению спора, что в соответствии с частью 5 статьи 438 ГПК и пунктом 30 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 20 марта 2003 года № 2
Обязательным условием возврата НДС является достоверность сумм налога то есть реальное поступление в бюджет. Налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога.
«О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства» явилось основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов. Учитывая, что по делу не требуется сбора и дополнительной проверки доказательств, обстоятельства спора установлены полно, однако судом кассационной инстанции допущена ошибка в оценке доказательств, истолковании и применении норм материального права, судебная коллегия изменила постановление суда кассационной инстанции, отменив его в части удовлетворения заявления КТЖ о признании незаконным и отмене уведомления о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 583 405 355 тенге, и доначислении соответствующей пени с оставлением в силе в указанной части дела судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Скачать документ
-
Обязательным условием возврата НДС является достоверность сумм налога то есть реальное поступление в бюджет. Налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога.
76 скачиваний -
Обязательным условием возврата НДС является достоверность сумм налога то есть реальное поступление в бюджет. Налогоплательщику возврату из бюджета подлежит превышение суммы НДС относимого в зачет над суммой начисленного налога.
82 скачиваний